Варятся в своем котле
Сети на пенсии
- В России устойчиво растет износ теплогенерирующего оборудования, возраст 60 процентов - от 30 до 60 лет, - рассказал начальник департамента анализа развития электроэнергетической отрасли ассоциации "Совет рынка" Василий Коротченко. - Теплосети тоже стареют быстрее, чем их удается заменить. В результате в осенне-зимний период, когда нагрузка на источники тепла и теплосети значительно увеличивается, происходят многочисленные аварии.
В Крыму изношенность теплосетей и котельных достигает 85 процентов. В первой декаде декабря в Керчи из-за аварий на теплотрассе без отопления остались сначала пять тысяч человек, а спустя пару дней еще более 15 тысяч. Полностью заменить теплосети даже в отдельно взятом городе не получается из-за недостаточного финансирования. При нормативе замены 4 - 5 процентов сетей в год фактически удается обновить не более 2,5 процента. Выход один - сделать отрасль привлекательной для инвесторов. Вопрос: как?
- Мы понимаем, что без привлечения инвестиций не обойтись, и предложения такого рода есть, к нам часто обращаются потенциальные концессионеры, - рассказал министр ЖКХ РК Сергей Карпов. - Но есть и проблемы, которые не позволяют им реализовать проекты, ведь главная цель инвесторов - это возврат инвестиций.
Как их вернуть, если действующие тарифы на услуги теплоснабжения не покрывают производственные расходы, непонятно. В государственном комитете по ценам и тарифам РК сообщили, что в 2016 году из 33 теплоснабжающих организаций десять получали дотацию из бюджета на возмещение разницы между экономически обоснованными тарифами и установленными для населения. В среднем тариф покрывает расходы на 71 процент. В будущем году показатель вырастет до 77 процентов. Естественно, что инвестиционной составляющей в них нет, а значит, отсутствует механизм возврата финансовых вложений.
- Инвестор должен четко понимать, что действующий тариф увеличится до уровня, который позволит вернуть вложенные инвестиции, и иметь гарантию, что пользователи оплатят полученную услугу, - продолжает Сергей Карпов.
Но платят за услугу, как показывает практика, не все и не всегда. И это вторая проблема. Например, у ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" к 5 декабря подано 14 233 исковых заявления в суд о взыскании 85,286 миллиона рублей. Уже взыскано 33,7 миллиона.
Еще одна проблема - отсутствие в городах утвержденных схем теплоснабжения, разработанных с учетом современных потребностей населенных пунктов и планов на будущее. Поскольку цели не ясны, инвестор не может учесть расходы на них в своей программе.
Вечный спор за потребителя
Пока в сфере коммунальной теплоэнергетики Крыма только один инвестор - компания "КрымТЭЦ", которая начала реализацию проектов модернизации трех крымских теплоэлектроцентралей еще до референдума. Кроме того, она готова модернизировать самый мощный в Симферополе промэнергоузел, переведя его на технологию когенерации. Но для этого нужно найти потребителей.
- Сейчас только Симферопольская ТЭЦ выбрасывает в воздух неиспользуемой тепловой энергии больше чем на 300 миллионов рублей ежегодно, потому что нам ее некуда девать, - рассказал председатель АО "КрымТЭЦ" Игорь Сенько. - С каждым годом количество увеличивается, так как Симферополь берет все меньше тепла, предпочитая отопление от котельных. В итоге получается двойной расход природного газа, что крайне нерационально. Если бы город забирал нашу тепловую энергию, которая остается при производстве электрической, то это не только снизило бы себестоимость производства электроэнергии, позволило улучшить экологическую обстановку в городе, но и способствовало бы снижению тарифов на тепло для населения.
Однако о симферопольском проекте говорят уже год, а реальных подвижек пока нет.
- Для его реализации нужно закрыть котельные "Крымтеплокоммунэнерго", - говорит Сергей Карпов. - Принимать такие решения необходимо, учитывая интересы потребителей. Нам нужно пересматривать подход к тарифообразованию. До тех пор, пока это не будет сделано, инвестпроекты не реализовать. На опыте других регионов мы видим, что концессионеры берут на свой страх и риск объекты, а затем начинаются неплатежи, перекрывать которые приходится коммерческими кредитами. В результате образовывается кассовый разрыв, что приводит к банкротству.
Сейчас "Крымтеплокоммунэнерго" готовится к проведению технологического и финансового аудита для последующего заключения концессионного соглашения.
Хотя в российских городах, которые имеют ТЭЦ, энергетики стараются переложить нагрузку с котельных на них.
- У ТЭЦ уникальный запас прочности, и от дополнительной загрузки получается хороший эффект: поскольку 40 процентов доходов ТЭЦ обеспечивает продажа тепла, то увеличение производства его на 10 процентов приводит к росту выручки, соответственно, цену для потребителя можно снизить на один процент, - делится опытом Василий Коротченко. - Если в городе нет ТЭЦ, тогда можно рассматривать ввод новых котельных или децентрализацию путем перехода на индивидуальное отопление в квартирах и домах.
Реформа затормозила
Не торопятся инвесторы вкладывать капиталы в коммунальную теплоэнергетику не только в Крыму, но и в других регионах, кстати, с более холодным климатом, соответственно, более выгодных для их работы.
- Самая большая опасность для инвесторов, что они возьмут теплосети, начнут заниматься проектом, а тут изменятся требования в сфере безопасности или надзора, - говорит член рабочей группы экспертного совета при председателе комитета Госдумы по энергетике Роман Разоренов. - Поскольку они не стыкуются с инвестпрограммой, то приведут к дополнительным расходам. При этом тариф не поднять, а где взять деньги на выполнение требований, непонятно.
- Инвестировать в отрасль можно, если есть долгосрочные правила работы и гарантия возврата средств, - считает член комиссии по ЖКХ Российского союза промышленников и предпринимателей Парвиз Абдушукуров. - Сейчас их запросто могут изменить, поэтому в России нет ни одного серьезного инвестора в отрасли. Нужно определить: теплоснабжение - это бизнес или нет? Если бизнес, то модернизацией должны заниматься инвесторы, а если не бизнес, то государство. Но государство говорит, что денег нет, а для предпринимателей не созданы условия, потому что это не совсем бизнес.
Теоретически инструментов инвестирования хватает, но оптимизма у инвесторов они не вызывают.
- Использовать государственно-частное партнерство сложно, потому что на заключение такого договора уйдет года полтора, и пройти нужно будет все круги ада, - продолжает он. - Кроме того, чтобы его заключить, нужно будет самому за орган местного самоуправления сделать научный труд: разработать программу, для которой необходимо знать все исходные данные (длину теплосетей, диаметр труб, нагрузку и потери в них), прописать, что ты хочешь сделать, разложить тарифное меню. Это длинная и затратная работа. Я представитель большой компании, которая готова работать в малых городах, но для этого нужны условия. Мы построили много объектов теплогенерации на Урале, но не было ни одного случая, чтобы мы смогли заключить договор быстрее чем за четыре года. Зачастую мы уже блок сдаем в эксплуатацию, а договор до конца не оформлен, потому что есть неустраненные коллизии.
Единственным действенным инструментом инвестирования остается договор о предоставлении мощности (ДПМ). Но республика войдет в энергорынок России только с 2017 года. При этом разработанная Минэнерго РФ стратегия развития энергетической отрасли предусматривает действие ДПМ только до 2020 года.
- А как дальше наращивать мощности, пока непонятно, - говорит Василий Коротченко. - Сейчас идут горячие дискуссии, каким должен быть этот механизм.
КомментарийСергей Сысков, эксперт комитета по энергетике свердловского Союза промышленников и предпринимателей:
- Без внешнего инвестора кардинально изменить техническое состояние сферы теплоснабжения в стране невозможно, бюджет это не осилит. Но нужен не благотворитель, а именно инвестор. У него же два требования: долгосрочные правила работы и гарантия возврата инвестиций. Но в России нет реальных механизмов гарантированного возврата инвестиций в сферу коммунальной энергетики. Ситуация усугубляется еще и низким уровнем оплаты услуг потребителями и отсутствием государственных гарантий на возврат вложенных средств.
Источник: https://rg.ru/2017/01/10/reg-ufo/pochemu-sfera-teplosnabzheniia-ne-privlekaet-chastnye-kapitaly.html